Цитаты персоны
Все персоныАлександр Тимофеев
директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота»
Мнение к материалу от 12 сентября 2024 года:
«Заседание по ставке завтра, но не факт, что ЦБ ее повысит»«Консенсус-прогноз заключается в том, что ставка останется без изменений и с этим консенсус прогнозом я согласен. Кажется, ставка и так высокая и давайте посмотрим на то, что будет происходить дальше. Тем более, что какой-то эффект на некоторое подсушивание денежной массы и потребительской активности, повышение ставки уже произвело. Одновременно надо понимать, что те же самые люди, которые уверены, что ставка останется завтра неизменной, считают, что до конца года ставка все-таки будет повышена. Поэтому текущий перерыв в подъеме ставки, это просто временный перерыв для того, чтобы оценить, насколько работают те меры, которые уже реализованы».
Мнение к материалу от 11 сентября 2024 года:
«Суд уволил главу села в Омской области, владевшего зарубежными ценными бумагами»«Если он владел или владеет Яндексом, или Polymetal, эти то бумаги продать можно. А вот если у него оказались американские акции, то, скорее всего, эти бумаги и так заморожены, и он в любом случае сделать с этим ничего не может. Есть огромное количество россиян, которые через Санкт-Петербургскую биржу или через московскую биржу покупали американские акции. Все эти бумаги сейчас заморожены, причем заморожены не российской стороной, а Америкой или Европой».
Мнение к материалу от 4 сентября 2024 года:
«НРД целиком выплатил зависшие купоны и дивиденды по замороженным бумагам»«У иностранцев были российские ценные бумаги (облигации, ОФЗ или акции, по которым платились купоны), и все денежные потоки, которые должны были бы мы заплатить иностранцам, мы им платили внутри РФ на специальные счета типа „С“. Дальше появился 665-й указ, который предлагал простой обмен. Есть некий россиянин, которому должны были бы похожую выплату сделать в западном контуре, он ее в западном контуре никаким образом получить не может, поэтому по 665-му указу происходила автоматическая замена тех обязательств, которые у него возникли в условном „Евроклире“, на деньги со счетов типа „С“. Чаще всего это возникало, когда у тех или иных россиян были еврооблигации, не важно, корпоративные наши или суверенные, по которым, по правилам этих еврооблигаций, выплаты должны были бы приходиться в западном контуре. Произошел очередной этап подобных обменов, какая-то часть россиян и российских компаний свои деньги получила. Попытаться учесть, сколько это конкретно, довольно сложно, потому что статистики по тому, где у нас физлица, где у нас резиденты, где у нас дружественные, где у нас юридические, и какой реально объем обязательств, в открытом доступе нет. Более того, эти обмены происходили не автоматически, а те несчастные, или счастливчики наоборот, которые хотели в этом поучаствовать, должны были самостоятельно собирать комплекты документов, доказывать свое право на эти выплаты. Другое дело, что есть некоторое противоречие между тем, что происходит по этому указу и принудительному обмену с инициативами по обмену добровольному, например, с тем, чем занимается Инвестиционная палата, но это две принципиально разных логики. В первом случае государство принимает волевое решение, и западные партнеры дальше разбираются самостоятельно, во втором случае мы пытаемся адресно договориться с теми здравомыслящими представителями даже не Европы, а, скорее, Великобритании и США, которые на обмен готовы. На данный момент работают и первый, и второй механизмы».
Мнение к материалу от 1 сентября 2024 года:
«Индексы Мосбиржи и РТС на фондовом рынке завершили месяц падением на 10% и 15%»«Российский фондовый рынок в августе чувствовал себя неважно, ничего в этом удивительного нет, если учесть не просто высокую ставку со стороны ЦБ, а ожидания, что эта высокая ставка может еще и прирасти минимум на процент на сентябрьском заседании. Здесь есть три проблемы, первая - довольно сложно убедить инвесторов вкладываться в российский фондовый рынок, если можно положить в депозит под 18-19%. Вторая проблема — бизнес, даже крупный бизнес, в кои-то веки начал испытывать проблемы с кредитованием, потому что сложно представить, что дает такую маржинальность, чтобы можно было легко переносить кредитные ставки, которые уже 20+. Третье - сами ожидания по российскому рынку, инфляции, даже не ожидании, а слова ЦБ о планах по дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики, как-то не прибавляют оптимизма. К этому всему вспомним, что август всегда очень нехороший для российского рынка и международных, потому что огромное количество народа в отпуске, объемы уходят, даже без августа у нас объемы торгов последние два года оставляли желать лучшего, и получилось, что весь этот накопившийся негатив привел к тому, что за август мы снизились на 10% практически. Отыграем ли мы эти потери в сентябре, вопрос очень хороший. Главное, что надо понимать, что все-таки заседание ЦБ, которое состоится в середине сентября, над рынком довлеет, оно будет совершенно определяющим фактором, и определяющим фактором будет ожидание этого заседания. На конец август мы могли видеть возросшие инфляционные ожидания, риски того, что инфляция не снизилась. Соответственно, по ситуации на 1 сентября, консенсус экспертов здесь совпадает с будущим, скорее, за то, что ставку поднимут, с этой точки зрения, давление остается. С другой стороны, если это уже заложено в цене, если все это уже знают, то любое минимальное улучшение ситуации будет отыгрываться с позитивом. Я бы смотрел на сентябрь с осторожным оптимизмом, надеюсь, что падение если не прекратится, то замедлится как минимум, и по итогам сентября мы окажемся несколько выше, да и по ММВБ и по РТС, чем текущие уровни, осторожный, но все-таки оптимизм».
Мнение к материалу от 29 августа 2024 года:
«Обмен замороженными активами инвесторов продлили до 1 октября»«Инициатива целесообразная и кажется, что это не последнее продление и будет еще одно с большими объемами. Первый обмен состоялся не в полном объеме, с нарушением сроков и не так, как хотели бы все стороны, но как минимум состоялся несмотря на все попытки Euroclear помешать. Это очень хорошо и значит, что дальше эта история продлится и позволит российским инвесторам вернуть какие-то деньги. Ситуация начнет развиваться, потому что все боялись санкций против России, мол, зачем нам с этим связываться. Но, учитывая, что европейцы все эти активы списали в ноль, для инвестбанков Британии и США, Франции сделка выглядит как то, что то, что они списали в ноль, можно превратить в деньги. Ради такой прибыли они готовы начать действовать. До текущего обмена казалось, что это просто невозможно зачем вписываться в сделку, в которой не будет никакого позитивного результата. После обмена, мне кажется, желающих не просто прибавилось, а мы показали, что обмен возможен. Если раньше была позиция - мы списали российские активы в ноль, зачем что-то менять, просто забудем, то сейчас позиция простая - любой европейский инвестор может прийти к своему брокеру и спросить – почему вы списали мои активы в ноль и не предпринимаете усилий по их спасению, когда обмены идут? Я не сомневаюсь, что будет много желающих поменяться с нами и у обмена очень хорошие перспективы. Первый обмен был тестовым, объемы средств там небольшие, мы предъявили к выкупу всего 35 млрд рублей. Мне кажется, что только дивиденды по Сбербанку у недружественных нерезидентов начислились больше. Я не сомневаюсь, что ощутимую часть неквалифицированных инвесторов пытаются спасти».