16+
Четверг, 18 июля 2024
  • BRENT $ 85.28 / ₽ 7512
  • RTS1068.51

Цитаты персоны

Все персоны
Игорь Юшков

Игорь Юшков

ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности

Высказанные мнения:

сортировать   по рейтингу / по датерейтинг / дата
Мнение к материалу от 18 июля 2024 года:
«Украина заблокировала поставки нефти «Лукойла» в Словакию и Венгрию»
«Mol опубликовала данные, что ведет переговоры с «Лукойлом» и украинской стороной. И по всей видимости, речь идет просто о том, чтобы перенести точку сдачи-приемки нефти, чтобы на украинскую территорию заходила уже нефть, которая принадлежит ни «Лукойлу», а Mol. Соответственно, перенести либо на российско-белорусскую границу точку сдачи-приемки, либо на белорусско-украинскую. Потому что основные претензии Украины не в том, что это российская нефть, а в том, что она конкретно против «Лукойла» ввела санкции и поэтому считает его собственность незаконной на своей территории. По нынешним контрактам получается, что «Лукойл» доставляет потребителю нефть и тогда передает право собственности. Поэтому перенос точки сдачи-приемки может быть проведен как для венгерской Mol, так и для словаков, и в этом плане они могут выйти из ситуации. Либо «Лукойл» перенаправит свои объемы в порт и будет экспортировать нефть в более отдаленные страны и просто перенаправит на другие рынки. Соответственно, его объемы возьмут тогда на себя другие компании. Прокачка по нефтепроводу «Дружба» — это выгодно, то есть желающие будут, вопрос в желании самого «Лукойла», хочет ли он уйти с этих рынков. Я думаю, что нет. Поэтому как раз и пытается найти выход из сложившейся ситуации, поменяв точку сдачи-приемки. А так, в целом, конечно, нефтепроводный экспорт сейчас гораздо выгоднее, чем вариант отправки через порт, через Новороссийск или через Балтику уж тем более. Потому что там нужно будет использовать тот самый теневой флот, а это довольно дорогое удовольствие. Я думаю, что «Лукойл» будет пытаться решить проблему, чтобы сохранить возможность экспорта по трубе».
Мнение к материалу от 16 июля 2024 года:
«Жителей Крыма предупредили о временных отключениях электроэнергии»
«Здесь вполне может быть взаимосвязь. После 2014 года в Крым сначала построили энергомост, то есть протянули кабели, которые запитывали полуостров, давали достаточный объем электроэнергии именно со стороны Кубани. И если крупный энергообъект выходит из строя, отключается, в частности АЭС, а это большой генератор, то это сказывается не только на самом регионе, на Ростовской области в данном случае, но и на соседних регионах, вплоть до Крыма, потому что летом возрастает объем потребления электроэнергии во всех регионах, а сейчас в Ростове, Краснодаре и Крыму стоит температура под 40, плюс в летний сезон происходит увеличение числа потребителей, и самого объема электроэнергии нужно больше. Вполне может быть, что в результате веерных отключений из-за ростовской АЭС был обесточен и энергомост из Кубани в Крым, и поэтому там возникли дефициты, тоже пришлось вводить графики подачи электроэнергии. Это масштабное отключение, получается, в нескольких регионах в этом плане давно такого мы не наблюдали, чтобы эти проблемы были настолько масштабные. До этого все происходило довольно быстро, и это объясняется тем, что если какой-то объект генерации выходил из строя, то это была тепловая станция, теперь же речь про реактор атомной станции, и он как раз показал, насколько дефицитным становится энергоснабжение у нас, и запаса прочности у нас в энергосистеме юга нет, потому что в последние годы и внутренний туризм развивается больше, и на кондиционирование уходит все больше электроэнергии. В этом плане весь юг, Крым, Кубань и Кавказ — это все энергодефицитные регионы».
Мнение к материалу от 11 июля 2024 года:
««Ведомости»: более половины российских угольных компаний стали убыточными»
«Цена угля снизилась в район чуть выше 100 долларов за тонну, и в этом плане, конечно, российские предприятия пострадали, потому что цены стали такими как до 2022 года, а транспортные затраты у них даже возросли. Если раньше было довольно удобно и дешево поставить уголь на западный рынок, на рынок ЕС, то теперь этот рынок с 10 августа 2022 года закрыт, и транспортные издержки для экспорта российского угля существенно возросли - все нужно везти в Азию. Либо в Китай, либо в Индию, либо в Юго-Восточную Азию, но в любом случае стоимость доставки выросла, и это существенная доля вообще себестоимости угля. Плюс к тому Китай ввел импортные пошлины, как на коксующийся уголь, так и на энергетический. Также по российским производителям бьет некая общая токсичность российской продукции, сложно покупателю взаимодействовать, потому что есть санкции не только против угольных самих компаний, но и против банков, поэтому все это создает дополнительные издержки. Я думаю, что пока говорить о какой-то катастрофе даже в отдельно взятой угольной отрасли не стоит. Да, там какие-то убытки будут у компаний, но если мы посмотрим по объемам производства с начала года, то мы увидим, что и энергетический уголь по объемам производства вырос, и коксующийся. У производителей коксующегося угля ситуация гораздо лучше, потому что их товар более востребован на мировом рынке, мы довольно поставляем как в Китай, так и в Индию. И скорее всего по итогам 2025 года добыча экспорта коксующегося угля вырастет, энергетического угля скорее всего останется на уровне 2023 года».
Мнение к материалу от 10 июля 2024 года:
«Bloomberg: после введения санкций США нефтетанкеры простаивают пустыми»
«С одной стороны, появление самого расследования, самой публикации, наверное, приурочено к заявлениям властей Соединенных Штатов, что они будут продолжать оказывать давление на Россию в области нефти и в том числе ужесточать санкции в отношении экспорта российской нефти. Но при этом важно понимать, что они не хотят, чтобы уменьшились объемы экспорта российской нефти, потому что каждый раз, когда Россия сокращала добычу и экспорт, это вызывало дефицит на мировом рынке и рост цен. Россия все равно заработает примерно столько же, сколько и раньше, потому что не с объема заработает, а с цены, и пострадают в итоге только сами страны-импортеры, то есть Евросоюз и Соединенные Штаты. То есть весь флот изучен и известен, но Соединенные Штаты и Евросоюз не вводят санкции против него, они делают это очень избирательно, здесь десять судов, там двадцать судов под санкции введут. Не для того, чтобы России нечем было вывозить свою нефть, а для того, чтобы постоянно поддерживать некую токсичность, как они считают российской нефти, и давать повод перевозчикам, собственникам этих судов брать высокую ставку фрахта. И нынешняя публикация скорее всего на это и направлена, потому что опять же буквально на днях вышло исследование о том, что стоимость фрахта для перевозки российской нефти существенно уменьшается уже на протяжении нескольких месяцев, и соответственно, российские компании зарабатывают больше, больше платят налогов и экспорт нефти для России как государства тоже становится более маржинальным. И вот эту тенденцию они хотят переломить нынешней публикацией. Так как мы возим далеко, выгодно из российского порта вывозить небольшими танкерами, в основном это танкеры Совкомфлота, и дальше они, например, в Средиземном море либо Балтийском море грузятся уже на большие танкеры и те идут в Индию или Китай куда-нибудь. Поэтому вот эти остановленные танкеры могут быть использованы для операций по перевалке нефти с одного судна на другое. Вполне возможно, что просто там и в системе глобального позиционирования эти танкеры могут указываться, что они стоят на одном и том же месте, а на самом деле они работают и ходят по морям. Свидетельства подобной деятельности тоже были, когда не просто отключают транспондер, а транспондер показывает, что танкер стоит уже много месяцев где-нибудь в российском порту или у берегов Индии и Китая, а на самом деле он перемещается по всему миру и возит российскую нефть. То есть вот этот по сути обман геолокации тоже активно используется в российском теневом флоте. В исследовании, которое публикует Bloomberg, они, сидя, условно говоря, в офисе, все это выяснили, а где этот танкер на самом деле находится, никто не знает».
Мнение к материалу от 3 июля 2024 года:
«Handelsblatt: ЕС может перезаключить контракт с «Газпромом» после 2024 года»
«Еще в середине 2021 года цены на газ в Европе стали расти. После ковида объемы потребления стали восстанавливаться, а предложение уже не смогло удовлетворить этот возрастающий спрос, потому что сами европейские политики, руководство ЕС, всячески призывали энергетические компании не инвестировать в новые проекты. Они говорили, что идет ускоренный энергетический переход, и что из ковида человечество сразу выйдет на возобновляемую энергетику, и газ будет никому не нужен. И вот такими страшилками европейские политики действительно запугали энергетические компании, и те действительно сократили инвестиции в нефтегазовые проекты, и это породило банальный дефицит в 2021 году, и цены начали расти с лета 2021 года, и зиму с 2021-го на 2022-й год европейский рынок уже проходил с ценами выше 1000 долларов за 1000 кубов. Из-за высоких цен на газ сократилось его потребление, больше всего пострадал именно промышленный потребитель газа, особенно те, кто использовали газ в качестве сырья. Производители товары стали неконкурентоспособными. Сейчас рынок стабилизировался, но не из-за того, что кто-то масштабно пришел вместо России на газовый рынок Европы, а из-за того, что просто потребитель уменьшился, даже домохозяйства сократили объем потребления, ЕС по объемам потребления газа сейчас находится примерно на уровне 1996 года. Стабилизация произошла, да, но цены держатся все равно на относительно высоком уровне. Определенные надежды потребители связывают с периодом с 2026-го по 2030-й год, когда будет волна ввода в эксплуатацию множества заводов по сжижению газа в США, Катаре, Австралии, предполагается, что тогда возникнет перепроизводство, и это будет толкать цены вниз. Но даже с более низкими ценами, чем сейчас, все равно рассчитывать на то, что европейское потребление полностью восстановится до уровне 2021-го или 2019-го годов, наверное, не стоит».

загрузить еще...

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию