16+
Среда, 20 ноября 2024
  • BRENT $ 73.80 / ₽ 7382
  • RTS829.55
20 ноября 2024, 14:06 ПолитикаКонфликты

Reuters: Россия открыта для обсуждения возможного соглашения по Украине с Трампом

Лента новостей

Украина должна сохранять нейтралитет, никакого вступления в НАТО, а переговоры могут вестись по точному определению нынешних границ новых регионов. Какие еще условия называются?

Президент России Владимир Путин.
Президент России Владимир Путин. Фото: Вячеслав Прокофьев/Sputnik/Reuters

Обновлено в 14:45

Россия открыта для обсуждения возможного соглашения по Украине с избранным президентом США Дональдом Трампом. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на пять источников, знакомых с планами Кремля. Утверждается, что Москва в целом может согласиться заморозить конфликт вдоль линии фронта.

Соглашение исключает значительные территориальные уступки со стороны России, вместо этого переговоры могут вестись по точному определению новых границ четырех регионов: ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Украина сохранит нейтралитет, то есть никакого вступления Украины в НАТО или присутствия сил альянса на украинской территории.

Источники Reuters отмечают, что решение США разрешить Украине наносить удары дальнобойными ракетами вглубь России может осложнить и отсрочить урегулирование конфликта. Комментирует политолог Георгий Бовт:

— Это может быть другим прочтением постоянных отсылок Путина к стамбульским договоренностям, поскольку формально там есть точки совпадения — дьявол в деталях. В принципе это все со стороны выглядит как классическая схема начальной стадии урегулирования любого регионального конфликта — прекращение огня, фиксация линии фронта и так далее. Дальше начинаются вопросы, которые могут стать непреодолимыми камнями преткновения. Например, миротворческие силы будут или нет? Потому что кто будет гарантировать прекращение огня? Дальше идет вопрос о том, чтобы это все юридически как-то оформить. Это будет мирный договор или что? Где он будет ратифицирован, как будут выглядеть гаранты безопасности Украины? Кстати говоря, для меня до сих пор этот вопрос остался непонятным и со стамбульскими договоренностями. Там же был пункт, и Путин его показывал, что страны-гаранты должны ратифицировать это все. Ну как вы себе представляете ратификацию гарантии Украины на таких условиях в парламенте Великобритании или в Конгрессе США? Я не представляю. И таких деталей может набраться много, не говоря уже о том, что и Украину будет не так-то просто заставить признать территориальный ущерб и это самое поражение, отказаться от записанного в конституцию права на вступление НАТО, это же надо менять конституцию.

— Если уж говорить про конституцию, Георгий Георгиевич, я тоже могу заметить, что вообще-то на самом деле, если остановка по линии фронта по реалиям на земле — это уже получается нарушение российской конституции.

— Не совсем. Тут можно ввести понятие «делимитация границы», и в Конституции РФ можно по-разному трактовать административные границы этих четырех областей. Они записаны в конституцию, но границы их там не указаны, поэтому вопрос делимитации технически может быть решен. Другое дело, что как его будут решать политически, я не очень себе представляю. И главный вопрос остается — до Трампа еще два месяца, до него дотянуть надо. Тут такие события развиваются быстро, что действительно эта последняя фраза в сообщении Reuters, что разрешение по ударам дальнобойными ракетами могут отсрочить на пару лет, а может быть, и дольше.

— Если рассматривать сценарий, описанный Reuters, как реальный, он бы в целом Кремль устроил, как вам кажется?

— Все последние заявления Кремля сводились к тому, что Кремль не устраивает заморозка конфликта, поэтому ему нужно гораздо большее, более комплексное решение. Но, на мой взгляд, оставлять отдельно вопрос о санкциях, введенных против России, было бы нерационально. Получается, что же тогда, зафиксировать линию разграничения, остаться с новыми территориями, в достаточной степени разоренными и разрозненными, и со всеми санкциями в придачу. Все зависит от трактовки, что будет конкретным наполнением. В том числе это касается миротворцев или наблюдателей, в том числе касается гарантий безопасности Украины. Ну, как гарантии? Если разоружить армию до 50 тысяч человек, как говорилось в Стамбуле, — это одна ситуация, а если ее накачать оружием, то это другая. И возникает ситуация по ходу Минских соглашений, поскольку будет неудовлетворенный этими условиями фигурант, который будет все время вынашивать реванш, как это было в случае с карабахским конфликтом. И рано или поздно этот реванш всегда может состояться.

В Кремле отреагировали — Дмитрий Песков напомнил, что президент неоднократно заявлял, что готов к контактам и переговорам. При этом Москва продолжает настаивать, что какой-либо вариант заморозки конфликта ее не устраивает.

И пока нет признаков, что Россия готова как-то пересмотреть свои изначальные позиции. Но нельзя исключать тот факт, что теоретическая остановка по линии фронта трансформируется в обсуждение демаркации границ, говорит научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов:

Андрей КортуновАндрей Кортунов научный руководитель Российского совета по международным делам «Я думаю, у нас пока что нет оснований говорить, что российская позиция меняется. Она была сформулирована летом этого года президентом, и с тех пор признаков того, что появляется дополнительная гибкость, по крайней мере в публичном пространстве, нет. Поэтому можно предположить, что сейчас на Западе идут поиски новых вариантов договоренности с учетом того, что положение на поле боя меняется, и не в пользу Украины. Конечно, есть нервозность, связанная со сменой администрации в Вашингтоне, с теми заявлениями, которые Трамп делал в ходе кампании относительно Украины, поэтому можно допустить, что это своего рода зондаж. Хотя я готов предположить, что кто-то в Москве, какие-то эксперты, которые могут себя позиционировать как близкие к власти, такие предложения тоже делают, поскольку идей много, вариантов много. Любой конфликт может завершиться двумя финалами: либо одна из сторон капитулирует, и тогда условия мира диктует победившая сторона, либо в ходе переговоров достигается определенный компромисс, и обе стороны соглашаются на какие-то подвижки, модификацию своих изначальных позиций. В данном случае, поскольку стратегическая инициатива находится на стороне РФ, то Россия будет определять, к какому варианту довести дело — к капитуляции или все-таки к договоренности, включающей в себя возможную модификацию изначальных условий, заявленных Москвой. Повторяю, что пока что у нас нет оснований говорить, что российская позиция каким-то образом изменилась, но теоретически можно сказать, что такой вариант решения, когда речь пойдет об уточнении границ, а не об отказе от каких-то регионов, с точки зрения конституционного процесса может быть более легко реализуемым, чем пересмотр уже зафиксированных конституцией изменений».

Среди других требований Москвы — ограничение численности ВСУ и прекращение дискриминации русского языка. Будущее Крыма не подлежит обсуждению.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию