Госдума наносит удар по треш-стримам
Лента новостей
Госдума в первом чтении приняла законопроект о запрете треш-стримов. Документ предлагает лишить авторов такого контента аудитории и возможности зарабатывать на трансляциях. Социальным сетям будет поручено самостоятельно мониторить и регулировать распространение треш-стримов
В январе Госдума уже приняла в первом чтении законопроект об ответственности за треш-стримы. Там говорится о штрафах для граждан до 600 тысяч рублей и для юрлиц — до 700 тысяч. Также предусмотрена конфискация оборудования для изготовления такого контента. Теперь же в первом чтении одобрили изменения в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Юристы отмечают, что в практике принципиально ничего не изменится. По сути, закон о треш-стримах нужен для того, чтобы случаи трансляций жестокого контента было проще определить с юридической точки зрения. Продолжает юрист, член комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков:
Павел Катков юрист, член комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций«В законе нет такого термина, как треш-стримы, однако существуют разные, в том числе уголовно-правовые составы, связанные с оборотом информации. Там нет слова «треш-стримы», тем не менее, если этот стрим квалифицируется как треш-стрим, очевидно, что он содержит в себе морально небезупречную информацию, которая может повлиять на ребенка. То есть законодателям придется подтягивать статьи про защиту детей или про экстремизм к этим стримам. Если будет прямая статья, будет действовать несколько проще. Надо понимать, что общественная опасность деяния, когда оно сопряжено с получением выгоды, и общественная опасность деяния, когда это просто распространение информации, — разные вещи. И первое, наверное, будет признано законодателями более опасным».
Специфика треш-стримов именно в том, что все это происходит прямом эфире. И даже сами платформы, где публикуется автор, не всегда могут отследить и вовремя заблокировать происходящее. При этом зачастую правила платформ могут быть даже строже, чем действующие в стране законы.
В случае зарубежных площадок российский закон вряд ли может повлиять на запрет распространения контента, считает digital-продюсер, директор блогеров-миллионников, мастер высшей школы «Останкино» Евгений Вольтов:
Евгений Вольтов digital-продюсер, директор блогеров-миллионников, мастер высшей школы «Останкино» «Самая распространенная площадка, которая транслирует подобный контент, — это Twitch. Это прямые эфиры. И мы знаем большое количество претензий к данной площадке [со стороны российских властей]. Ввиду того что площадка зарубежная, регулировать на законодательном уровне данный вопрос довольно проблематично, для этого сама площадка должна поддерживать политику государства, в котором находятся ее пользователи. Если говорить о постановочности, этот формат ее предполагает, и предполагает чаще всего в приоритете по сравнению со всеми другими форматами в блоге».
Согласно пояснительной записке к законопроекту о треш-стримах, действующие запреты не имеют «профилактической значимости». Составители считают, что из-за этого ответственность за сделанное для автора меньше, чем популярность, которую он приобретает. При этом часто в треш-стримах есть заранее прописанный сценарий, и, по мнению юристов, бывает трудно определить, действительно кому-то нанесли вред или показанное не отличается по своей сути от заранее спланированной драки в боевике. Но в любом случае широкую популярность получают стримы, где пострадавшие очевидно есть.