16+
Суббота, 2 ноября 2024
  • BRENT $ 72.94 / ₽ 7107
  • RTS832.40
29 сентября 2023, 07:20 Право

В России заведено первое дело об отсутствии маркировки рекламы в Telegram

Лента новостей

У рынка к этому закону было очень много вопросов еще до его принятия. Большую часть прецедентный кейс, как оказалось, так и не снял

Фото: Кузнецов Максим/фотобанк «Лори»

Федеральная антимонопольная служба предъявила претензии телеграм-каналу «Мой Нижний Новгород». За десять дней наблюдения там было обнаружено 16 рекламных постов без соответствующей маркировки.

Понять, что нужно маркировать, а что — нет и как правильно это делать, блогеры пытаются уже год. Столько времени прошло с момента вступления закона в силу. Просто возможность штрафовать нарушителей у регулятора появилась только в этом сентябре. Но кейс, о котором идет речь, — это пока тоже еще не про штраф.

Это претензия. Специалистам нижегородского УФАС кто-то пожаловался на то, что телеграм-канал «Мой Нижний Новгород» размещает рекламу без маркировки. И тут у предполагаемого нарушителя возникает первая проблема: о каких постах речь? Ведь ФАС это не конкретизирует, рассказал Business FM основатель телеграм-канала «Мой Нижний Новгород» Илья Ленковец:

Илья Ленковец основатель телеграм-канала «Мой Нижний Новгород» «Во-первых, мне просто представили факт, что со 2 по 12 сентября в телеграм-канале было размещено 16 публикаций без пометки «реклама». Во-вторых, в Telegram есть практика, что рекламные посты всегда удаляются. То есть через какое-то время они удаляются. К тому времени, когда мне пришло определение, посты за первую половину сентября уже были удалены. Это просто практика. Какие-то посты остались — те, которые по договоренности с рекламодателями нужно оставить на месяц или навсегда. А с большинством рекламодателей обычно это либо на два дня, либо на неделю. Поэтому чисто физически я даже не могу определить, что это были за рекламные посты».

При этом собеседник признает: у него были немаркированные рекламные посты. Без вопросов. Но не 16. А реклама своего же канала, анонс мероприятия, репост — это реклама или нет? В середине сентября ФАС выпустила разъяснения в карточках «Как отличить рекламу от другой информации в интернете?». Но из этих разъяснений следовало, что рекламой можно признать вообще почти все, что выбивается из общей тематики канала или же ведет на сторонние ресурсы. Пишешь про машины, но вдруг похвалил телефон — реклама.

Первая официально предъявленная претензия со стороны ФАС все равно оставляет массу вопросов. Надо ждать еще, убежден юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков:

Павел КатковПавел Катков юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций «Что считать рекламной интеграцией, является ли рекламой перепост и другие тонкости, которые и до принятия этого закона были в рекламном законодательстве. Это же довольно сложная отрасль, подотрасль права. Поэтому я думаю, что дальше вопросы будут. Чем больше будет споров по этому и любому другому закону, тем более ясным будет порядок его правоприменения. Когда закон писали, могли не думать о каких-то практических моментах, а эти моменты возникают только в порядке применения. Поэтому, как это ни грустно, но чем больше будут штрафовать, чем больше будет регулятор применять этот закон, чем больше будут оспаривать в суде, а также запрашивать разъяснения предприниматели, блогеры, тем яснее со временем станет порядок применения данного федерального закона в нашей стране».

Вопрос — в цене за обучение. Штрафы за нарушения для физлиц — до 100 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — до 200 тысяч рублей, а для юрлиц — до 500 тысяч рублей. И в случае с каналом «Мой Нижний Новгород», первым попавшим под раздачу, его основатель Илья Ленковец уже прикинул, что грозить ему может штраф в 1,6 млн рублей:

«Можно сразу банкротство объявлять. Это как-то несоизмеримо. Мы записывали подкаст неделю назад и подготавливались с ребятами: например, «Пятерочку» за рекламу на телевидении в течение месяца оштрафовали на 200 тысяч рублей — за недостоверную рекламу. Это «Пятерочка», это всероссийская сеть. А какой-то телеграм-канал, у которого оборот и доход в десятки раз, в сотни раз меньше, готовы оштрафовать на 1,5 млн рублей».

Претензии уже есть. Вопросов все еще очень много. И это пока про Telegram. Про текст. Это мы еще очень далеко от видео в том же YouTube, где простой рассказ о том, как я провел лето, от нативной или даже прямой рекламы может отличаться всего лишь интонацией в голосе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию