«В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом». Умер Георгий Данелия
Лента новостей
Режиссер «Афони», «Мимино», «Осеннего марафона» и «Кин-дза-дза!» говорил, что «снял только то, что хотел снять»
Обновлено в 18:54
Ушел из жизни режиссер Георгий Данелия. Как сообщила его жена, у него остановилось сердце. Режиссера в тяжелом состоянии 23 февраля госпитализировали в реанимацию одной из московских клиник с диагнозом «инфекционное воспаление легких». Его супруга Галина Юркова-Данелия рассказала, что муж не мог дышать, поэтому медики ввели 88-летнего режиссера в состояние искусственной комы. Все попытки спасти его не увенчались успехом.
Ги, как называли его в семье, родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Режиссер писал в мемуарах: «Родился я в Тбилиси. Через год меня привезли в Москву, где и живу по сей день. Отец работал в «Метрострое», а мать на «Мосфильме». В детстве в Грузию ездил каждое лето, к своей тетушке, актрисе Верико Анджапаридзе. Когда я окончил среднюю школу, отец сказал, что надо отдать меня во ВГИК. На вопрос мамы, почему во ВГИК, ответил: «А куда его, дурака, еще девать?» Во ВГИК я не пошел. Я закончил архитектурный, потом режиссерские курсы при «Мосфильме» и стал кинорежиссером. Вот и все».
Правда, перед этим он два года поработал в институте проектирования городов. Как вспоминал Данелия, пока он вместе с коллегами чертил проект города, параллельно где-то на Севере или Урале этот город уже строили, и то, что в итоге получалось, соотносилось с проектом довольно условно.
В кино же Данелия попал волей случая. Как-то, увидев под забором пьяного интеллигента, он посоветовал выпившему товарищу поскорее идти домой, чтобы его не забрали в вытрезвитель. Пьяный в ответ буркнул, что не пьян, а просто устал, после чего показательно развернул газету «Советская культура», а там был заголовок «Мосфильм» объявляет набор на режиссерские курсы». Так Данелия сменил поприще.
Именно Георгий Данелия был тем человеком, который придумал жанр лирической комедии. Когда в 1950-х его картину «Я шагаю по Москве» отсматривала госкомиссия, режиссеру предъявили претензии: почему фильм, заявленный как комедия, не вызывает смеха? «А это лирическая комедия», — нашелся он. В этом же жанре он снял фильмы «Афоня», «Мимино», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза!».
Свою роль в создании фильма «Джентльмены удачи» Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссером оставался Александр Серый, и все же он, выступив при этом и как сценарист, снял несколько эпизодов.
«Джентльмены удачи» стали одной из самых коммерчески успешных картин Данелии. Когда фильм вышел в прокат, спекулянты с утра пораньше скупали все билеты и продавали их с рук по 3 рубля, хотя в кассе они стоили 20 копеек. В прокате 1972 года лента заняла первое место, собрав 65 миллионов зрителей и около 30 млн рублей при смете в 400 000.
Через год после выхода на экран культового фильма «Осенний марафон» режиссер попал в больницу с осложнением от перитонита. Состояние было настолько тяжелым, что сердце остановилось, и режиссер перенес клиническую смерть, которую описал впоследствии в автобиографической книге «Тостуемый пьет до дна»: «В восьмидесятом году у меня была клиническая смерть. Я вроде бы умер, но мозг еще работал. И была такая тьма, что-то очень черное, как «Черный квадрат» Малевича. И из этой черноты появилась моя мама, сделала отрицательный жест рукой и исчезла... А потом услышал крик: «Он ожил! Он живой!» И я открыл глаза. Надо мной стоял мой друг и соратник Юра Кушнерев (он каким-то образом проник в операционную) и кричал: «Я вам говорил, он не умрет! Говорил?!» Так что мне не удалось туда перешагнуть, наверное, еще не время было — мама меня не пустила».
Режиссер сам снимался в эпизодах своих фильмов. Он автор и соавтор сценариев большинства своих лент, а также соавтор сценариев картин, снятых другими режиссерами. Данелия также снимал сюжеты для сатирического киножурнала «Фитиль».
Помимо кино, режиссер увлекался живописью, графикой, музыкой, собирал коллекцию барабанов. После Мастера остались и его чудесные книги: «Безбилетный пассажир», «Кот ушел, а улыбка осталась», «Тостуемый пьет до дна», где о самых тяжелых моментах он писал мудро, остроумно и легко.
Всего Данелия был режиссером 15 полнометражных кинокартин, ставших классикой советского и российского кинематографа. При этом признавался, что не успел снять все, что хотел. «Но я снял только то, что хотел снять. Я ничего не снял по заказу», — говорил он.
Однажды в интервью изданию «Собеседник.Ру» Данелия сказал: «Я сам часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы. Может быть, дело в том, что в них заложена энергетика добра?»
Художник был мудрым. Поэтому его картины — над политикой. Одно из последних больших телеинтервью он дал в программе «В гостях у Дмитрия Гордона» в 2009 году. Вот что он ответил на утверждение о том, что его фильмы смотрел Барак Обама.
Свои соболезнования об уходе классика в числе других выразили спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и Российский союз кинематографистов.
Актер Евгений Стеблов, сыгравший Сашу в фильме «Я шагаю по Москве», рассказал Business FM о своем знакомстве с великим режиссером.
— Мой крестный отец в кинематографе, и, вообще, это выдающийся художник, выдающийся классик... Для меня это еще человек очень близкий, близкий по творчеству, близкий по моей судьбе в искусстве, потому что не было бы его решения, когда артиста, уже утвержденного в «Я шагаю по Москве», он рискнул отстранить и взял меня. Я об этом не знал, я это узнал гораздо позже, через много лет, он мне это рассказал. Хотя я у него больше не работал, не снимался, только один раз озвучивал его анимационный фильм, делал «Кин-дза-дза!», анимационную версию. В нем много чего было: и юмор, и глубина, он вообще был айсбергом. Чего не спросишь... Я говорю: «Георгий Николаевич, а это почему?» — там какое-нибудь решение. А он говорит: «А просто так». Вроде все шутя, играя. Я помню, когда он приехал из Италии с похорон Феллини и мы встретились, он мне сказал, что это были похороны кинематографа.
— Георгий Николаевич творчески прожил разные эпохи, избегая политических штампов и конфликтов. Он как-то вне политики, над политикой?
— Я думаю, что это мудрость. Он никогда не был склонен к какой-то ортодоксальности -глубокий, взвешенный, изящный, с юмором невероятным. Мучающийся, как любой глубокий художник, и очень позитивный при этом.
Удивительная энергия и доброта — это то, чем отличался Георгий Данелия, вспоминает кинорежиссер, телеведущий, актер Юлий Гусман:
Юлий Гусман режиссер, телеведущий «Георгий Николаевич давно и тяжело болел, но казалось, что с его энергией, с его жизнелюбием, с его светлым юмором и светлой душой болезнь отступит. Не отступила. Как в фильме «Не горюй!», Георгий Николаевич так же ушел в темноту, но это не темнота, потому что он окружен светом, светом своего таланта, светом любви миллионов людей к его удивительным, мудрым, добрым, радостным и грустным кинокомедиям. Хотя эти кинокомедии, на мой взгляд, философские размышления оптимиста о том, что жизнь трудна, но нужно выживать и бороться. Я учился у Георгия Николаевича на Высших курсах кинорежиссеров, он наполнен абсолютно непонятной энергией, которая била ключом. Память и вечная любовь».
Картины Георгия Данелии будут смотреть не одно столетие, отмечает заслуженная артистка России, Елена Проклова:
Елена Проклова заслуженная артистка России «Из моей жизни ушел очень хороший друг, мой любимый режиссер, человек, который так много сделал для всех, кто был вокруг. Я считаю, что его картины — это то достояние нашей страны, которое мы будем ценить еще не одно столетие. Он удивительно умел рождать в душах людей добро, хороший юмор, порядочность. Поэтому давайте проводим его в последний путь с любовью и благодарностью».
Прощание с режиссером Георгием Данелией пройдет в московском Доме кино 9 апреля.