16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
2 апреля 2019, 06:01 Финансы

Попасть в «кремлевский список» — и лишиться миллионных контрактов

Лента новостей

Валентин Гапонцев известен и как физик с мировым именем, и как крупный американский и российский бизнесмен. В прошлом году США включили его в «кремлевский список»

Валентин Гапонцев.
Валентин Гапонцев. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

История из разряда «пострадать ни за что»: речь идет о Валентине Гапонцеве, который сейчас судится с Минфином США. Он совладелец высокотехнологичной компании IPG Photonics. Против нее не ввели санкции, но Гапонцев — фигурант так называемого кремлевского доклада. При этом сам он гражданин США и давно там живет. Как пишет РБК, бизнесмен и ученый представил суду аргументы, как на его бизнес повлиял «кремлевский список».

Восьмидесятилетний Валентин Гапонцев может представляться по-разному: и как физик с мировым именем, и как крупный американский бизнесмен, совладелец высокотехнологичного производства лазеров, ну и как русский олигарх. В прошлом году США включили его в так называемый кремлевский список. Туда автоматически ввели всех россиян с состоянием от 1 млрд долларов.

Список не подразумевал вообще никаких санкций. Просто база людей для потенциальных санкций американского Минфина. И Гапонцев тоже туда попал как россиянин и миллиардер. Правда, у него еще и гражданство США, и вообще он 20 лет живет и работает в Штатах. Но эту логику не оценили.

Ученый пошел в суд, а сейчас выяснились подробности. Оказывается, его компания потеряла миллионы долларов — просто из-за того, что с ней отказались заключать контракты.

У бизнесмена есть шансы на успех в суде, хотя присутствует и политический аспект, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.

Александр ЗахаровАлександр Захаров партнер Paragon Advice Group «Они могут, конечно же, данное дело вынести из суда в административную систему и позитивно решить вопрос для этого лица. Это, безусловно, возможно, но степень возможности, конечно же, стоит в прямой зависимости от желания политиков действительно сохранить данное предприятие и не ущемить интересы тех собственников акций, которые являются гражданами США и вкладывают в отрасль через инвестиции в эту американскую компанию».

Последний аргумент мог бы сыграть свою роль. Дело в том, что компания Гапонцева торгуется на NASDAQ. В ее акциях миллионы американцев держат свои пенсионные деньги. Эти акции с тех пор, как ученый попал в «кремлевский список», упали на 40%.

Тут можно привести сравнения с «Русалом». После того как ввели санкции, в Минфине США заявили, что не хотят, чтобы пострадали ни в чем не повинные рабочие металлургических заводов. В случае с Гапонцевым, хотя никаких санкций нет, страдают простые американские жители.

Сам бизнесмен пострадал из-за того, что лишился контрактов с госструктурами, а банки и контрагенты стали очень строго проверять его компанию. Все из-за того, что он попал в список людей, якобы близких к Владимиру Путину. Такая политика, замечает профессор политологии Университета штата Теннесси Андрей Коробков.

Андрей КоробковАндрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Не надейтесь больше, что вы сможете в какой-то момент уехать, в какой-то момент вывести свои капиталы, — мы все равно можем прийти за вами. Соответственно, решением для вас является именно ключевой вопрос — вопрос руководства Путина». Поэтому они действуют в этом ключе».

Валентин Гапонцев, как, наверное, любой крупный ученый, встречался с Путиным: он когда-то приезжал на его российское предприятие. И вообще, бизнесмен — лауреат госпремии в области науки. Правда, вручили ему ее еще в 2010 году, когда президентом был Дмитрий Медведев. Но это, конечно, мелочи.

СМИ писали, что после того как у Гапонцева начались проблемы, он нанял лоббистов. Но, видимо, пока не сильно помогло. Состояние бизнесмена за все это время сократилось на 1 млрд. Если США решат обновить «кремлевский список», Гапонцев по сумме состояния туда все равно попадет: по версии Forbes, у него 2 млрд.

Заодно вспоминается, как в прошлом году в перечень не попал еще один бизнесмен, работающий не в России, — Павел Дуров. Сейчас бы попал. Но тогда у него было 950 млн долларов. До списка врагов США не хватило жалких 50 млн.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию