Вместо Boeing 737 MAX — российские МС-21?
Лента новостей
Правительство рекомендовало «Победе» рассмотреть вопрос покупки отечественных самолетов вместо лайнеров американской корпорации. Между тем Boeing приостановил поставки заказчикам 737 MAX. Есть ли возможность заменить эту модель на МС-21?
Обновлено в 13:26
Компания Boeing приостановила поставки заказчикам самолетов 737 MAX. Решение принято после того, как большинство стран, эксплуатирующих лайнер, отказались от его полетов после катастрофы рейса Ethiopian Airlines. В то же время Boeing не приостанавливает производство 737 MAX, сообщает Reuters со ссылкой на представителя компании.
Лайнеры этой модели ждала российская авиакомпания «Победа». Перевозчик ранее уже подписал твердый контракт на поставку самолетов до 2021 года, еще по 30 лайнерам, которые планировалось получить позже, ожидалось одобрение правительственной комиссии. Но, как сообщают «Ведомости», «Победе» рекомендовали рассмотреть вместо Boeing 737 MAX покупку 30 российских самолетов МС-21.
Начало серийного выпуска отечественных лайнеров переносили уже три раза: из-за санкций в отношении Объединенной авиастроительной корпорации и «Ростеха» прекратилась поставка зарубежных материалов, в частности, для композитного крыла. Сейчас выйти в серию планируют к 2021 году. К этому времени доля отечественных комплектующих в самолете должна быть доведена до 97% вместо запланированных изначально 38%.
Есть ли возможность Boeing 737 MAX заменить на МС-21, комментирует генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.
Виктор Горбачев генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Мне кажется, что это пока нереальные планы. Если эта покупка планируется где-нибудь лет через пять-шесть, я еще поверю. Если это ближайшее время, год-два, то я не поверю. Ведь нужно на современные лайнеры ставить современное электронное оборудование, которого, к сожалению, у нас нет. Оно есть, но применяется в военной технологии, а в гражданской нет. Ведь до сих пор еще не решена самая главная проблема — с двигателями. На каких двигателях будет летать МС-21: на отечественных, американских или английских? А учитывая всевозможные санкции, какие тут американские и английские? Я бы сейчас поопасался делать ставку на МС-21. На сегодняшний день мы еще никак не можем довести до ума Superjet 100».
Сообщения о рекомендации закупки МС-21 вместо Boeing прокомментировал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. «Это, конечно, целиком и полностью прерогатива кабинета министров. Но что касается позиции президента, конечно, он всегда рекомендует поддерживать отечественный авиапром, обращая внимание этого авиапрома на необходимость соответствия всем высоким международным стандартам», — сказал Песков журналистам.
В «Победе» пока не комментировали судьбу уже подписанного твердого контракта на поставку Boeing 737 MAX. По словам экспертов, твердый контракт практически всегда предусматривает внесение предоплаты, чаще всего это невозвратный депозит, и при попытке разорвать договор заказчик может его потерять. Однако всегда оговаривается форс-мажор, комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:
— Если сейчас «Победа» решит, допустим, расторгнуть этот контракт, по которому она уже внесла авансовый платеж, что будет?
— Есть форс-мажорные обстоятельства. Никто вам не скажет, чем дело закончится. Написано, что депозит не отзывной, то есть ты можешь отказываться от контракта, можешь не отказываться — депозит все равно остается. Однако ситуация, которая сложилась, — очевидный форс-мажор с запретом властей на полеты и так далее.
— Может быть какое-то решение по срокам, отсрочка по контракту?
— Как договорятся. Перенос слотов поставок может быть. Это коммерческий договор, не типовой, не регулируемый никакими законодательствами. Как написано — так и будет. Когда были задержки с Boeing 787, «Аэрофлот» переносил эти слоты. Потом он их вообще продал, получил депозит обратно. И помните, у них в 2016 или 2015 году была большая прибыль? Это вернулись депозиты за 787.
Сейчас авиакомпании всего мира пересматривают контракты на покупку Boeing 737 MAX. Из-за этого американская корпорация может лишиться заказов на более чем 600 млрд долларов, сообщает Bloomberg. По данным агентства, у Boeing уже имеются заказы на пять тысяч самолетов этой модели, 590 из которых она должна была поставить в этом году.
После катастрофы в Эфиопии акции Boeing начали стремительно дешеветь, потеряв примерно 15%. Сейчас они торгуются в районе 375 долларов за акцию. В то же время бумаги европейского Airbus, напротив, с начала торговой недели непрерывно растут и продолжают обновлять исторические максимумы.
Boeing уступил свои позиции временно, считает президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган:
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ«За период с 2005 по 2016 годы Airbus получил чуть меньше 11 тысяч заказов и поставил 6456 самолетов, в то время как Boeing получил чуть-чуть побольше — 11 024 заказа и поставил 6406 самолетов. Разница минимальная, то есть конкуренция между этими компаниями крайне напряженная. Поэтому, конечно, нынешнюю ситуацию Airbus постарается использовать на полную катушку. Но тут есть один очень интересный момент: рыночная капитализация Boeing — более 200 млрд долларов, а Airbus — только 100 млрд долларов. Доходы Boeing — 111 млрд долларов, а Airbus — чуть меньше 80 млрд. Почему? Причина очень простая. Во-первых, Boeing гораздо более диверсифицированный и эффективный концерн. Во-вторых, Boeing получает огромное количество заказов от оборонки, и это никак не связано с данной ситуацией. Да, Airbus постарается где-то по чуть-чуть потеснить Boeing. Я не думаю, что это сильно удастся. Я думаю, что данная ситуация довольно быстро отыграется и уже через месяц-другой все вернется на круги своя».
Катастрофа Boeing 737 MAX 8 в Африке произошла 10 марта, спустя менее полугода после крушения такого же лайнера в Индонезии. В обоих случаях все находившиеся на борту погибли.
Как отмечает Reuters, следователи обнаружили обломки руля высоты эфиопского Boeing, который был отклонен в момент катастрофы на нетипичный для него угол. Подобное положение горизонтального стабилизатора было зафиксировано и у разбившегося осенью Boeing 737 MAX индонезийской Lion Air. Как уточняет агентство, положение руля высоты может помочь следствию определить, что именно послужило причиной срыва самолета в пике. Ранее Федеральное авиационное управление США заявило о некоторых сходствах крушения Boeing 737 MAX в Эфиопии и Индонезии.