«Врага» клана Арашуковых Дерева не выпустили из СИЗО
Лента новостей
Заседание Басманного суда прошло в отсутствие экс-сенатора от КЧР Вячеслава Дерева, которого врачи не разрешили вывезти из СИЗО. Защита связывает его дело с происками нынешнего сенатора Рауфа Арашукова
Басманный суд Москвы отказался перевести под домашний арест бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии Вячеслава Дерева, обвиняемого в мошенничестве с незаконным возвратом НДС на сумму более 100 млн рублей. В СИЗО он провел уже одиннадцать с половиной месяцев. В начале марта Мосгорсуду предстоит вернуться к данному вопросу.
Слушание прошло в отсутствие фигуранта, которому врачи СИЗО № 5 не разрешили участвовать в заседании по медицинским показаниям. Согласно документу, озвученному в суде, у 69-летнего Дерева, страдающего гипертонией третьей стадии и артериальной гипертензией, наблюдается риск сердечно-сосудистых осложнений «очень высокой степени».
Следователь Александр Васильев ходатайствовал о продлении обвиняемому срока ареста до 6 марта 2018 года. Он привел стандартные аргументы о том, что, находясь на свободе, фигурант может скрыться или оказать давление на свидетелей, используя свои «обширные» связи в органах власти и денежные средства. Васильев сообщил, что 29 января 2019 года расследование по делу было завершено, обвиняемому же требуется ознакомиться более чем с 300 томами уголовного дела.
В свою очередь защитники Дерева призвали суд отклонить ходатайство СК и перевести их подзащитного из СИЗО под домашний арест в Черкесске или в Москве на улице Большая Дмитровка. Квартиру в столице экс-сенатору был готов предоставить один из его родственников.
При этом адвокаты обвинили следствие в фальсификациях и попытках довести их подзащитного до гибели в СИЗО. «Особая сложность дела, на которую ссылается следствие, — это фантазия. Данное уголовное дело расследуется уже свыше семи лет, а вообще такие дела расследуются по полгода», — заявил защитник обвиняемого Кирилл Бельский.
Инфаркт в зале суда
Адвокат отметил, что еще за год до задержания его подзащитного, в мае 2017 года, следствие провело медэкспертизу состояния здоровья Дерева. Она подтвердила наличие у него серьезных заболеваний: ишемическую, гипертоническую болезни сердца и рак. В итоге фигуранту разрешили участвовать в следственных действиях только в присутствии врача и под «медикаментозным прикрытием».
Защита неоднократно просила об этом, но следствие просьбы игнорировало. В итоге в ноябре 2018 года при продлении Дереву ареста его увезли из зала суда с инфарктом.
В день окончания следствия, 29 января 2019 года, у него случился гипертонический криз в СИЗО № 5. «Мы усматриваем в этом политику следствия по умерщвлению Дерева, чтобы он никогда не вышел на волю», — заявил Бельский.
Он отметил, что шестеро других обвиняемых проживают в Черкесске и его окрестностях. При этом все шестеро находятся под подпиской о невыезде. Следствие первоначально ходатайствовало об их аресте, но суд в этом отказал.
В этой связи, по мнению адвоката, было бы целесообразно перевести Дерева под домашний арест в Черкесске для того, чтобы процедура ознакомления с делом прошла в кратчайшие сроки.
Бельский назвал своего подзащитного «достойным членом общества», за которого ручается большинство депутатов Госдумы и сенаторов из регионов Северного Кавказа. «Он награжден медалью Совета Федерации, характеризуется положительно. Нет оснований полагать, что в случае изменения ему меры пресечения он скроется и окажет воздействие на свидетелей», — выступал защитник. По его словам, то, что Дерев был чиновником, вовсе не свидетельствует, что он может недобросовестно воспользоваться своими связями.
Также Бельский подчеркнул, что его клиенту инкриминируется совершение преступления в области предпринимательской деятельности, а арест по данной категории дел запрещен.
Другой адвокат Дерева Руслан Коблев назвал дело своего клиента «фантасмагорией». «Генпрокуратура была изначально против продления ареста старому, глубоко больному человеку», — сказал он, отметив, что содержание одного человека в СИЗО обходится государству в 60 тысяч рублей ежемесячно при средней зарплате по стране в 15 тысяч рублей.
Адвокат обвинил следствие в многочисленных фальсификациях, рассказав, что в день окончания расследования никого из адвокатов Дерева не было, поэтому сыщики привели к нему в СИЗО адвоката по назначению. Самому Дереву стало плохо, его увели в медсанчасть. Следствие сфабриковало уведомление об окончании расследования, указав, что обвиняемому объявили об окончании расследования.
Утверждение следствия о том, что 31 января обвиняемые и защита начали знакомиться с делом, Коблев назвал не соответствующим действительности, поскольку при процедуре присутствовал адвокат по назначению.
Связь дела Дерева с делом Арашукова
Адвокат утверждал, что, несмотря на уверения СК о том, что дела Вячеслава Дерева и нынешнего, недавно заключенного в СИЗО действующего сенатора от КЧР Рауфа Арашукова не связаны, это не так. Ведь именно после интервью Дерева в 2012 году «Российской газете» о причастности Арашукова к организации двух убийств в 2010 году против фирмы Дерева завели дело о налоговых нарушениях, которое впоследствии вылилось в дело о мошенничестве с НДС.
По словам Коблева, когда в июне 2018 года Арашукова проверяли на причастность к заказным убийствам, он заявил сотрудникам СК по КЧР, что за попыткой привлечь его к уголовной ответственности стоит именно Вячеслав Дерев, который его якобы оговаривает.
При этом защитник обратил внимание суда на то, что пока расследовалось дело Дерева, истекли сроки давности по 70-80% эпизода. По последнему же эпизоду срок давности истекает в 2020 году. «Они рассчитывают, что мы согласимся на прекращение дела по нереабилитирующим обстоятельствам, но они этого не дождутся!» — пообещал Коблев. Адвокат отметил, что даже в случае гибели его клиента защитники намерены добиваться реабилитации Дерева и привлечения к уголовной в ответственности следователей, сфальсифицировавших обвинение.
Коблев рассказал, что, когда в свое время судили другого его подзащитного, зал был полон оперативников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, работавших под началом генерала Дениса Сугробова.
«Мой коллега сказал, что рано или поздно все они сядут. В итоге все они сидят в тюрьме, а мой подзащитный — на свободе. Я практически уверен, что все люди, которые стояли за возбуждением дела Дерева, будут сидеть в тюрьме», — резюмировал Руслан Коблев.
Третья защитница фигуранта Людмила Щедрова опровергла аргумент следователя об особой сложности дела, подчеркнув, что расследование уже завершено. «Риска препятствования расследованию нет, все свидетели уже дали показания», — подчеркнула она.
Примечательно, что представитель Генпрокуратуры в очередной раз выступила на стороне защиты. «Мы считаем адекватной меру пресечения в виде домашнего ареста», — сказала она.
Что решит Мосгорсуд?
Для того чтобы принять решение, судье Артуру Карпову потребовалось около часа. Он удовлетворил ходатайство СК и оставил Вячеслава Дерева в СИЗО до 6 марта.
Адвокатов Дерева это не удивило. Они отметили, что уже через 19 дней к вопросу о дальнейшем нахождении Дерева в СИЗО вернется Мосгорсуд, так как именно он рассматривает ходатайства следствия о нахождении обвиняемых под стражей на срок свыше года. «Басманный суд просто побоялся принять решение вразрез следствию и переложил его не плечи Мосгорсуда», — заявил Business FM Руслан Коблев, добавив, что ему трудно комментировать решение суда, который уже дважды продляет его клиенту меру пресечения в его отсутствие.
Бывший сенатор от КЧР Вячеслав Дерев был арестован 7 марта 2018 года. По версии следствия, он был организатором мошеннической схемы, в результате которой две коммерческие фирмы (ЗАО «Киево-Жураки AПК» и ООО «Меркурий-2»), задействованные в строительстве свиноводческих комплексов в Адыгее и Карачаево-Черкесии, в 2007-2010 годах получили возврат НДС на сумму более 100 млн рублей. Согласно материалам дела, Дерев выступал совладельцем первой компании и был фактическим руководителем второй. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Свою вину он категорически отрицает.
По делу в качестве обвиняемых проходят гендиректор ЗАО «Киево-Жураки AПК» Аслан Папшуов, финансовый директор этого предприятия Белла Джилаканова, инженер-сметчик Реарита Акбаева, гендиректор «Меркурия-2» Вагоршак Амбарцумян, главный бухгалтер этой фирмы Апчар Патова и бухгалтер Вера Гиренко. Первоначально расследованием занимался СКР по Карачаево-Черкесии, позже дело передали в центральный аппарат СК.